четверг, 22 июля 2010 г.

CРАЗУ ПОСЛЕ ВОЙНЫ (40-ые - нач.50-ых)

 "ЗУТИЗ (ZOOTIES)"
Zoot Suit
Название этой «черной» субкультуры происходит от одежды. Zoot Suit - костюм с длинным пиджаком (как правило в черную или синюю полоску) и узкими брюками. Костюм этот в начале сороковых годов считался экстравагантным, cтоил довольно дорого, шили его только на заказ. Выйти в нем на улицу считалось особым шиком: обладатель сразу поднимался в глазах своих друзей на недосягаемую высоту. Для негритянской молодежи, лишенной гражданских прав, само обладание таким костюмом считалось «немым» вызовом белому сообществу. И впервые на уличных углах, у кофейных лавок появляются группы зутиз - исторически первая городская молодежная субкультура. Их мир подробнейшим образом описан в «Автобиографии Малькольма Икса», главном источнике по этой теме.

Волосы зутиз были выпрямлены с помощью химии. Таким образом, Малькольм Икс и многие другие молодые афро-американцы бросали вызов стандартам белой моды. Именно Zoot Suit стал отправной точкой в «черном» Dressing Up, стилевом направлении, которое позднее в западной антропологии назовут «воплощением сущности черной городской Америки».
Интересно, что одним из отличительных признаков первой «черной» субкультуры стал именно мужской костюм. Немецкий исследователь Дж.Флегель в свой книге «Психология Одежды» использует термин «Великое Мужское Самоотречение». В конце восемнадцатого века, cразу после Французской Революции, подавляющее большинство белого мужского населения на Западе стало носить строгий, деловой костюм как вызов всему фривольному и экспериментальному. Cо временем он стал воплощением конформизма, прагматизма, символом рабочей этики и отношения к окружающему миру. Консерватизм уличного стиля символизировал полный отказ мужского европейского населения от стремления выделяться среди себе подобных. С изменениями лишь внешнего порядка стиль этот благополучно просуществовал до сороковых годов нашего столетия. «Зутиз» же пошли наперекор белому «Самоотречению». Их cтиль стал признаком этничности (этнической принадлежности), и этнической мужественности - «субкультурный жест молодых людей, отказывающихся признавать свое соответствие нормам доминирующей культуры».

Субкультура «зутиз» получили свое распостранение не только в среде афро-американцев, но и среди мексиканцев, осевших в Южной Калифорнии в 30-40-ые годы. Быстро осознав, что в культуре «Великой Американской Мечты», в стране «равных возможностей» им отведено одно из последних мест, эти «Пачукос» стали демонстративно носить Zoot Suit - символ своей новой субкультурной гордости и бунта. Но, поскольку колонии «Пачукос» были достаточно малочисленны (в силу ряда причин, как экономических, так и политических, американские мексиканцы до сих пор остаются невидимым, нелегальным меньшинством), их вклад в формирование культуры «зутиз» был незначителен. Для «черных зутиз» не только одежда служила признаком «наоборотности», но и музыка - все популярные джазовые музыканты тех лет ходили в таких костюмах. А значение джаза - звукового воплощения «черной души» - как одного из «культурных» зеркал, средства ненавязчивой, спонтанной рекламы ценностей и установок первых «черных» субкультур, трудно переоценить. В 1941 году журнал New Yorker констатировал, что одежда «зутиз» стала самой модной среди белой молодежи Нью-Йорка. Гарлем впервые назвали законодателем уличной моды. Если учитывать, что журнал был ориентирован на представителей белого среднего класса, то нетрудно догадаться в чьи паруса задул, в скором времени, ветер.

Во время войны дело дошло до абсурда: в марте 1942 года был принят закон, сокращавший в мастерских расход шерсти на мужские костюмы до 26 процентов, поэтому ношение zoot-suit-а стало считаться непатриотичным, и даже незаконным. Культура «зутиз» обрела новое дыхание (в физике это называется сопротивлением материала). Запрет игнорировался, костюмы по-прежнему шили на заказ, только неофициально. Наплевательское отношение «черных» к войне, казалось, было выражено в этом костюме, поэтому ультраправые газеты обвиняли «зутиз» чуть ли не в измене Родины. В 1943 году в Южной Калифорнии и портовых городах произошел ряд столкновений, масовых драк между молодыми «зутиз» и белыми солдатами-матросами американской армии и флота. Как ответ на армейский беспредел, в июне 1943 года во многих крупных городах появляются первые негритянские и мексиканские организованные банды, взявшие прежде всего под охрану улицы в своих районах. Спустя сорок лет принадлежность к этим уличным бандам стала наиважнейшим элементом субкультуры «хип-хоп». В итоге то, что начиналось как массовое улучшение внешнего образа (Dressing Up), стало одним из отличительных признаков расовой принадлежности, клеймом сообщества и идеологическим заявлением. Стиль «зутиз» определил язык, униформу музыкантов. Это стало даже большим, чем простое желание «хорошо выглядеть». Как бы то ни было, средства массовой информации немедленно приступили к эксплуатации «образа». В конце 1943 года (как «голливудский символ» расового примирения) на экранах появился черный фильм «Stormy Weather», представлющий «зутиз» в лице певца Кэба Кэллоуэя.

Постепенно, с развитием cтиля би-боп, «зутиз» cходят на нет - черная молодежь бессознательно начала чувствовать обреченность старого образа, его бесполезность в плане реализации «альтернативности» по отношению к белой культуре. Впрочем, «зутиз» сыграли поистине революционную роль, заложив ту основу - знаковую символику воплощения мужской гордости, способов привлечь к себе внимание, что впоследствии развили многие субкультуры.


материалы взяты с http://www.leary.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий